1. Резко повышает вероятность генетических отклонений в потомстве

Моногибридное скрещивание

№1. Один ребёнок в семье родился здоровым, а второй имел тяжёлую наследственную болезнь и умер сразу после рождения.

Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет здоровым? Рассматривается одна пара аутосомных генов.

Решение. Анализируем генотипы родителей: оба родителя здоровы, они не могут иметь данную наследственную болезнь, т.к. она приводит к гибели организма сразу после рождения.

Если предположить, что данное заболевание проявляется по доминантному типу и здоровый признак является рецессивным, тогда оба родителя рецессивны. Тогда у них не может родиться больной ребёнок, что противоречит условию задачи.

Если данная болезнь является рецессивной, а ген здорового признака наследуется по доминантному типу, тогда оба родителя должны быть гетерозиготными и у них могут быть как здоровые дети, так и больные. Составляем схему скрещивания:

Ответ: Соотношение в потомстве 3:1, вероятность рождения здорового ребёнка в этой семье составляет 75%.

№2. Растение высокого роста подвергли опылению с гомозиготным организмом, имеющим нормальный рост стебля. В потомстве было получено 20 растений нормального роста и 10 растений высокого роста.

Какому расщеплению соответствует данное скрещивание – 3:1 или 1:1?

Решение: Гомозиготный организм может быть двух видов: доминантным (АА) или рецессивным (аа). Если предположить, что нормальный рост стебля определяется доминантным геном, тогда всё потомство будет “единообразным”, а это противоречит условию задачи.

Чтобы произошло “расщепление”, растение нормального роста должно иметь рецессивный генотип, а растение высокого роста должно быть гетерозиготным.

Ответ: Соотношение по фенотипу и генотипу в потомстве составляет 1:1.

№3. При скрещивании чёрных кроликов между собой в потомстве получили чёрных и белых крольчат.

Составить схему скрещивания, если известно, что за цвет шерсти отвечает одна пара аутосомных генов.

Решение: Родительские организмы имеют одинаковые фенотипы – чёрный цвет, а в потомстве произошло “расщепление”. Согласно второму закону Г. Менделя, ген, ответственный за развитие чёрного цвета, доминирует и скрещиванию подвергаются гетерозиготные организмы.

№4. У Саши и Паши глаза серые, а у их сестры Маши глаза зелёные. Мать этих детей сероглазая, хотя оба её родителя имели зелёные глаза. Ген, ответственный за цвет глаз расположен в неполовой хромосоме (аутосоме).

Определить генотипы родителей и детей. Составить схему скрещивания.

Решение: По материнскому организму и по её родителям определяем, что серый цвет глаз является рецессивным признаком (второй закон Г. Менделя).

Т.к. в потомстве наблюдается “расщепление”, то отцовский организм должен иметь зелёный цвет глаз и гетерозиготный генотип.

№5. Мать брюнетка; отец блондин, в его родословной брюнетов не было. Родились три ребёнка: две дочери блондинки и сын брюнет.

Ген данного признака расположен в аутосоме.

Проанализировать генотипы потомства и родителей.

Решение: Генотип отцовского организма должен быть гомозиготным, т.к. в его родословной наблюдается чистая линия по цвету волос. Гомозиготный генотип бывает доминантным (АА) или рецессивным (аа).

Если генотип отца гомозиготный доминантный, то в потомстве не будет детей с тёмными волосами – проявится “единообразие”, что противоречит условию задачи. Следовательно, генотип отца рецессивный. Материнский организм должен быть гетерозиготным.

Ответ: Соотношение по фенотипу и генотипу в потомстве составляет 1:1 или 50% 50%.

№6. У человека проявляется заболевание – серповидно-клеточная анемия. Эта болезнь выражается в том, что эритроциты крови имеют не круглую форму, а серповидную, в результате чего транспортируется меньше кислорода.

Серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак, причём гомозиготное состояние гена приводит к гибели организма в детском возрасте.

В семье оба супруга имеют признаки анемии.

Какова процентная вероятность рождения у них здорового ребёнка?

Решение: Составляем схему скрещивания:

Ответ: 25% здоровых детей в данной семье.

Дигибридное скрещивание независимое наследование генов

№1. Мутации генов, вызывающие укорочение конечностей (а) и длинношерстость (в) у овец, передаются в следующее поколение по рецессивному типу. Их доминантные аллели формируют нормальные конечности (А) и короткую шерсть (В). Гены не сцеплены.

В хозяйстве разводились бараны и овцы с доминантными признаками и было получено в потомстве 2336 ягнят. Из них 425 длинношерстых с нормальными конечностями и 143 длинношерстых с короткими конечностями.

Определить количество короткошерстых ягнят и сколько среди них с нормальными конечностями?

Решение. Определяем генотипы родителей по рецессивному потомству. Согласно правилу “чистоты гамет” в потомстве по каждому признаку один ген от отцовского организма, другой ген от материнского организма, следовательно, генотипы родителей дигетерозиготные.

1). Находим количество длинношерстных ягнят: 425 + 143 = 568.
2). Находим количество короткошерстных: 2336 – 568 = 1768.
3). Определяем количество короткошерстных с нормальными конечностями:

№2. У человека ген негритянской окраска кожи (В) полностью доминирует над геном европейской кожи (в), а заболевание серповидно-клеточная анемия проявляется неполностью доминантным геном (A), причём аллельные гены в гомозиготном состоянии (AA) приводят к разрушению эритроцитов, и данный организм становится нежизнеспособным.

Гены обоих признаков расположены в разных хромосомах.

Чистородная негроидная женщина от белого мужчины родила двух мулатов. Один ребёнок не имел признаков анемии, а второй умер от малокровия.

Какова вероятность рождения следующего ребёнка, не имеющего признаков анемии?

Решение. Составляем схему скрещивания:

Ответ: Вероятность рождения здорового ребёнка в данной семье составляет 1/4 = 25%

№3. Рецессивные гены (а) и (с) определяют проявление таких заболеваний у человека, как глухота и альбинизм. Их доминантные аллели контролируют наследование нормального слуха (А) и синтез пигмента меланина (С).

Родители имеют нормальный слух; мать брюнетка, отец альбинос. Родились три однояйцовых близнеца больные по двум признакам.

Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет иметь оба заболевания?

По правилу “чистоты гамет” определили, что родители дигетерозиготные:

Ответ: Вероятность рождения ребёнка имеющего оба заболевания составляет 1/8 = 12,5%

№4. Изучаются две пары аутосомных генов, проявляющих независимое наследование.

Петух с розовидным гребнем и оперёнными ногами скрещивается с двумя курицами, имеющих розовидный гребень и оперённые ноги.

От первой курицы были получены цыплята с оперёнными ногами, из них часть имела розовидный гребень, а другая часть – простой гребень.

Цыплята от второй курицы имели розовидный гребень, и часть из них с оперёнными ногами и часть с неоперёнными.

Определить генотипы петуха и двух куриц.

По условию задачи оба родителя имеют одинаковые фенотипы, а в потомстве от двух скрещиваний произошло расщепление по каждому признаку. Согласно закону Г.Менделя, только гетерозиготные организмы могут дать “расщепление” в потомстве. Составляем две схемы скрещивания.

Взаимодействие неаллельных генов

№1. Изучаются две пары неаллельных несцепленных генов определяющих окраску меха у горностая.

Доминантный ген одной пары (А) определяет чёрный цвет, а его рецессивный аллель (а) – голубую окраску.

Доминантный ген другой пары (В) способствует проявлению пигментации организма, его рецессивный аллель (в) не синтезирует пигмент.

При скрещивании чёрных особей между собой в потомстве оказались особи с голубой окраской меха, чёрные и альбиносы.

Проанализировать генотипы родителей и теоретическое соотношение в потомстве.

Ответ: 9 чёрных, 3 альбиноса, 4 голубой окраски.

№2. Наследование окраски оперения у кур определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов, расположенных в аутосоме.

Доминантный ген одной пары (А) определяет синтез пигмента меланина, что обеспечивает наличие окраски. Рецессивный ген (а) не приводит к синтезу пигмента и куры оказываются белыми (перьевой альбинизм).

Доминантный ген другой пары (В) подавляет действие генов первой пары, в результате чего синтез пигмента не происходит, и куры также становятся альбиносами. Его рецессивный аллель (в) падавляющего действия не оказывает.

Скрещиваются два организма гетерозиготные по двум парам аллелей.

Определить в потомстве соотношение кур с окрашенным оперением и альбиносов.

Ответ: 13 белых, 3 окрашенных.

№3. У овса цвет зёрен определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов.
Один доминантный ген (А) определяет чёрный цвет, другой доминантный ген (В) – серый цвет. Ген чёрного цвета подавляет ген серого цвета.

Оба рецессивных аллеля определяют белый цвет зёрен.

При опылении дигетерозиготных организмов в потомстве оказались растения с чёрными, серыми и белыми зёрнами.

Определить генотипы родительских организмов и фенотипическое соотношение в потомстве.

Ответ: 12 чёрных, 3 серых, 1 белый.

Наследование генов, расположенных в половых хромосомах

№1. Ген нормальной свёртываемости крови (А) у человека наследуется по доминантному типу и сцеплен с Х-хромосомой. Рецессивная мутация этого гена (а) приводит к гемофилии – несвёртываемости крови.

У-хромосома аллельного гена не имеет.

Определить процентную вероятность рождения здоровых детей в молодой семье, если невеста имеет нормальную свёртываемость крови, хотя её родная сестра с признаками гемофилии. У жениха мать страдает этим заболеванием, а отец здоров.

Решение. 1) Определяем генотип невесты. По условию задачи сестра невесты имеет рецессивный генотип Х а Х а , значит обе сестры получают ген гемофилии (от своего отца). Поэтому здоровая невеста гетерозиготна.

2) Определяем генотип жениха. Мать жениха с признаками гемофилии Х а Х а , следовательно, по хромосомной теории пола, рецессивный ген она передаёт сыну Х а У.

Ответ: соотношение по фенотипу 1:1, 50% детей здоровы.

№2. Изучается одна пара аллельных генов в Х-хромосоме, регулирующая цветовое зрение у человека.

Нормальное цветовое зрение является доминантным признаком, а дальтонизм проявляется по рецессивному типу.

Проанализировать генотип материнского организма.

Известно, что у матери два сына, у одного из них больная жена и здоровый ребёнок. В семье второго – дочь с признаками дальтонизма и сын, цветовое зрение которого в норме.

Решение. 1) Определяем генотип первого сына. По условию задачи у него больная жена и здоровый ребёнок – это может быть только дочь Х А Х а . Рецессивный ген дочь получила от матери, а доминантный ген от отца, следовательно, генотип мужского организма доминантный (Х А У).

2) Определяем генотип второго сына. Его дочь больна Х а Х а , значит, один из рецессивных аллелей она получила от отца, поэтому генотип мужского организма рецессивный (Х а У — ).

3) Определяем генотип материнского организма по её сыновьям:

Ответ: генотип матери гетерозиготный Х А Х а .

№3. Альбинизм у человека определяется рецессивным геном (а), расположенным в аутосоме, а одна из форм диабета определяется рецессивным геном (в), сцепленным с половой Х-хромосомой.

Доминантные гены отвечают за пигментацию (А) и нормальный обмен веществ (В).

У-хромосома генов не содержит.

Супруги имеют тёмный цвет волос. Матери обоих страдали диабетом, а отцы – здоровы.

Родился один ребёнок больной по двум признакам.

Определить процентную вероятность рождения в данной семье здоровых и больных детей.

Решение. Применяя правило “чистоты гамет” определяем генотипы родителей по цвету волос – генотипы гетерозиготные Аа.

По хромосомной теории пола определили, что отец болен диабетом Х в У — , а мать здорова Х В Х в .

Составляем решётку Пеннета – по горизонтали выписывают гаметы отцовского организма, по вертикали гаметы материнского организма.

Ответ: шесть организмов из шестнадцати доминантны по двум признакам – вероятность рождения составляет 6/16 = 37,5%. Десять больных: 10/16 = 62,5%, из них двое больных по двум признакам: 2/16 = 12,5%.

№4. Два рецессивных гена, расположенных в различных участках Х-хромосомы, вызывают у человека такие заболевания как гемофилия и мышечная дистрофия. Их доминантные аллели контролируют нормальную свёртываемость крови и мышечный тонус.

У-хромосома аллельных генов не содержит.

У невесты мать страдает дистрофией, но по родословной имеет нормальную свёртываемость крови, а отец был болен гемофилией, но без каких либо дистрофических признаков.

У жениха проявляются оба заболевания.

Проанализировать потомство в данной семье.

Ответ: все дети имеют заболевание, 50% с гемофилией и 50% с дистрофией.

Наследование сцепленных генов. Явление кроссинговера.

№1. Ген роста у человека и ген, определяющий количество пальцев на конечностях, находятся в одной группе сцепления на расстоянии 8 морганид.

Нормальный рост и пять пальцев на кистях рук являются рецессивными признаками. Высокий рост и полидактилия (шестипалость) проявляются по аутосомно-доминантному типу.

Жена имеет нормальный рост и по пять пальцев на руке. Муж гетерозиготен по двум парам аллелей, причём ген высокого роста он унаследовал от отца, а ген шестипалости от матери.

Определить в потомстве процентное соотношение вероятных фенотипов.

№2. Два гена, регулирующих реакции обмена веществ в организме человека, сцеплены с Х-хромосомой и расположены друг от друга на расстоянии 32 морганид. У-хромосома аллельных генов не содержит.

Это интересно:  Ромашка при гастрите: можно ли принимать? Польза и вред, рецепты

Доминантные гены контролируют нормальный обмен веществ.

Воздействия различных мутагенных факторов изменяют последовательностъ нуклеотидов в данных участках Х-хромосомы, что приводит к отклонениям в синтезе веществ и наследственным заболеваниям по рецессивному типу.

От здоровых родителей рождается больной ребёнок, имеющий два мутантных гена в генотипе.

Какова процентная вероятность рождения следующего ребёнка с нарушением обмена веществ?

Решение. По условию задачи в данной семье больной ребёнок – это сын вХ а У т.к. от здорового отца дочери больными быть не могут.

Сын получил рецессивные гены от матери, следовательно, генотип матери гетерозиготный

Составляем схему скрещивания:

Ответ: вероятность рождения больных детей составляет 33%, из них 17% больных по двум заболеваниям обмена веществ, 8% по одному заболеванию и 8% по другому.

Жена имеет нормальный рост и по пять пальцев на руке. Муж гетерозиготен по двум парам аллелей, причём ген высокого роста он унаследовал от отца, а ген шестипалости от матери.

В одной из популяций мышей резко повысился процент гетерозигот. Какое из перечисленных событий могло привести к этому явлению?

1) появление множественных генных мутаций у членов популяции
2) образование диплоидных гамет у ряда особей популяции
3) хромосомные перестройки у некоторых особей популяции
4) изменение температуры окружающей среды

    • 1) появление множественных генных мутаций у членов популяции
  • В начало
  • Назад
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • Вперёд
  • В конец

1) генные мутации, как правило, доминантны
2) генные мутации, как правило, рецессивны
3) это зависит только от частоты мутирования гена
4) присутствуют все названные причины

Жанр: Биология, Наука и Образование

Текущая страница: 14 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

§ 51. Проблемы генетической безопасности

1. Какие мутации называются нейтральными?

2. Перечислите известные вам мутагенные факторы.

Почему близкородственные браки нежелательны. Мы уже говорили о том, что мутации в организме человека происходят довольно часто и до 10 % гамет являются дефектными. Поскольку мутации, как правило, рецессивны, то человек может нести в себе большой набор генетических отклонений, сам того не подозревая. При вступлении в близкородственный брак резко возрастает вероятность перевода у потомства таких повреждённых генов в гомозиготное состояние (аа), и патология неминуемо проявится в фенотипе потомства. Конечно, до какой-то степени все люди – родственники. Ведь первые люди, появившиеся в Африке, были совсем немногочисленны, а все мы произошли от них. И тем не менее почти во всех странах мира запрещены или не рекомендованы близкородственные браки.

В небольших общинах, живущих обычно в труднодоступных горных районах, часто встречаются браки между двоюродными и троюродными сёстрами и братьями, дядями и племянницами и т. д. В таких группах людей рождается примерно в два раза больше мёртвых детей, а также младенцев с врождёнными генетическими отклонениями, чем в соседних равнинных районах, где родственные браки редки.

Как снизить вероятность возникновения наследственных заболеваний. В настоящее время в развитых странах существует сеть медико-генетического консультирования.

Знание законов наследственности позволяет предсказывать вероятность генетических отклонений у потомства здоровых родителей, в родословной которых отмечались случаи наследственных заболеваний. Для этого путём опроса составляется родословная родителей, что часто позволяет установить наличие генетически обусловленного заболевания и тип его наследования, например связь с той или иной хромосомой.

Работа врача-консультанта связана с трудностями психологического характера, так как далеко не всем нравится рассказывать о болезнях бабушки, дяди или троюродного брата. К тому же мало кто знает, чем болели бабушки и дедушки. Если в результате составления родословной выясняется, что вероятность генетических отклонений у детей данной родительской пары всё-таки существует, то будущих родителей исследуют при помощи биохимических, физиологических и цитологических методов. Например, у людей, склонных к судорожным припадкам, можно зарегистрировать отклонения в характере электрических колебаний мозга – электроэнцефалограмме. Иногда можно заметить нарушения формы хромосом родителей или обнаружить биохимические нарушения, свидетельствующие о том, что человек является носителем мутантного гена, который практически не проявляется в фенотипе. Наконец, в период эмбрионального развития ребёнка можно взять небольшое количество околоплодной жидкости, в которой есть как клетки эмбриона, так и продукты его обмена. Биохимические и цитогенетические анализы позволяют сделать заключение о развитии ребёнка. Такая внутриутробная диагностика проводится в тех случаях, когда вероятность рождения ребёнка с генетическими отклонениями весьма велика. К настоящему времени такими анализами определяют около 100 наследственных заболеваний.

Для того чтобы снизить вероятность возникновения наследственных отклонений, необходимо свести к минимуму действие на организм мутагенных факторов. К таким факторам относятся химические мутагены (бытовая химия, промышленные отходы, некоторые пищевые красители, ядохимикаты), электромагнитные колебания большой интенсивности, биологические мутагены (например, некоторые виды прививок) и особенно – вирусные заболевания.

Методы медико-генетического консультирования развиваются очень быстро, что избавляет многие семьи от трагедии рождения тяжелобольного ребёнка, хотя этические проблемы, связанные с подобного рода анализами и вопросами аборта, по-разному понимаются представителями различных религий и народов.

Медико-генетическое консультирование.

1. Для чего нужно составление родословных?

2. Почему можно сказать, что «все люди родственники»?

Как уже говорилось, зачастую наследуется не признак, а способность проявить его в определённых условиях. Это относится к болезням с наследственным предрасположением. Наследственность играет большую роль в возникновении многих болезней сердца, гипертонии (повышенного давления крови), ревматизма, диабета, шизофрении. Однако здоровый образ жизни позволяет предотвратить развитие таких заболеваний у многих носителей вредоносных генов.

В таблице 7 приведены некоторые доминантные и рецессивные признаки человека.

Таблица 7. Некоторые доминантные и рецессивные признаки человека

Обсудите, какие практические выводы можно сделать из анализа данной информации.

Генетические закономерности универсальны для всех живых организмов, в том числе и для человека. Заболевания, причиной которых являются генетические нарушения, распространены достаточно широко. Для исследования генетики человека применяются следующие методы: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.

Причиной генетических заболеваний могут быть как генные, так и хромосомные мутации.

Для предотвращения генетических заболеваний необходимо создание медико-генетических консультаций.

Глава 5. Основы учения об эволюции

Изучив данную главу, вы узнаете:

что такое биологический вид, популяция;

как полезные изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора, как происходит накопление различий между популяциями одного вида и их изоляция друг от друга;

как происходит образование новых видов;

что такое микро– и макроэволюция, каковы основные закономерности этих процессов.

На Земле обитает огромное число видов бактерий, грибов, растений, животных. Как они возникли? Возникли ли они такими, как мы их видим сейчас, или они менялись? А меняются ли они в настоящее время? Каковы причины и механизмы таких изменений? На все эти вопросы даёт ответы научная теория эволюции, начала которой были заложены Ч. Дарвином. Эволюционная теория использует самые современные методы исследований. Её задача – ответить на вопрос, каким образом развивается жизнь на Земле и каковы основные направления эволюции.

§ 52. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

1. Что вам известно о происхождении растений и животных?

2. Как вы понимаете, что такое эволюция?

Термин «эволюция» (от лат. evolutio – развёртывание) ввёл в XVIII в. швейцарский натуралист Шарль Боннэ.

Под эволюцией в биологии понимают необратимое историческое развитие живой природы. Эволюция организмов затрагивает все процессы жизни, происходящие на молекулярном уровне, на уровне отдельных биохимических или физиологических процессов, всего организма, вплоть до процессов, развивающихся в сообществах организмов, экосистемах и биосфере в целом. В биологии эволюция рассматривается как сила, ведущая к образованию новых форм организмов, как процесс, благодаря которому доклеточные формы жизни, возникшие более 3 млрд лет назад, дали начало исключительно сложным многоклеточным организмам нашего времени. Понятие «эволюция» пронизывает все области биологии как основная объединяющая идея наших представлений о жизни и о функциях организмов.

Ещё в древности были собраны данные, свидетельствующие об огромном многообразии живых существ, и делались попытки систематизировать накопленные знания о них. Задолго до нашей эры древнегреческий философ Аристотель описал более 500 видов различных растений и животных, сгруппировал и расположил их в определённом порядке, от примитивных ко всё более сложным.

Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. Благодаря открытию Америки (1492) флора и фауна Евроазиатского континента пополнились новыми видами. Картофель, подсолнечник, кукуруза, фасоль, чай, томаты, хлопчатник, табак – вот лишь крохотная часть завезённых из Америки видов растений, которые стали играть важную роль в экономической жизни многих стран Старого света.

В науке шло описание новых видов, делались попытки классификации живых организмов, осмыслялись вопросы о степени родства различных групп организмов.

Система органической природы К. Линнея. Решающий вклад в создание системы природы внёс в XVIII в. выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). Линней разделил каждое из царств природы (он выделил три царства: Растения, Животные и Минералы) на соподчинённые группы: классы, отряды, роды и виды. За единицу классификации он принял вид – совокупность особей, сходных по строению. Растения были разделены на 24 класса и 116 отрядов на основе анализа строения органов размножения. Отряды включали в себя роды, роды – виды, которые, в свою очередь, подразделялись на подвиды. Животные были разделены на 6 классов (Млекопитающие, Птицы, Амфибии, Рыбы, Черви и Насекомые). К. Линней отнёс человека к классу млекопитающих и отряду приматов. Отнесение человека к миру животных, помещение его в один отряд с обезьянами потребовало от Линнея большой гражданской смелости, так как отвергало представление о человеке как о центральном обособленном объекте живой природы.

Линней установил принцип соподчинённости систематических категорий (рис. 70), считая, что соседние категории связаны не только сходством, но и родством: чем дальше расположены категории друг от друга, тем меньше степень их родства.

Рис. 70. Иерархичность систематических категорий, установленная К. Линнеем

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Учёным, создавшим первую эволюционную теорию, был выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744–1829). Своими трудами он внёс огромный вклад в биологию (сам термин «биология» принадлежит ему). Занимаясь систематикой животных, учёный обратил внимание на сходство черт строения у животных, не относящихся к одному виду. Ламарк выделил 10 классов беспозвоночных животных вместо двух в системе Линнея (Насекомые и Черви). Среди них Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, сохранившиеся в этом таксономическом ранге до наших дней.

Ламарк впервые поставил вопрос о причинах сходства и различия у животных, предположив, что природа «последовательно создавала различные тела, восходя от простейшего к наиболее сложному». Иными словами, Ламарк пришёл к эволюционной идее – идее исторического развития органического мира.

В книге «Философия зоологии» Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов. Изменения строения живых организмов и образование новых видов происходят, по Ламарку, крайне медленно и поэтому незаметны. Важную роль в возникновении новых видов он отводит постепенным изменениям условий окружающей среды.

Согласно Ламарку, изменения у животных и растений под действием внешних условий происходят по-разному. Так, растения воспринимают изменения условий непосредственно через обмен веществ с внешней средой. Если семя какого-либо лугового растения, растущего в низинах, будет случайно занесено на сухую каменистую возвышенность, то, приспосабливаясь к новым условиям, потомство этого семени превратится в новую разновидность. У лютика, растущего в воде, подводные листья рассечены на тонкие волосовидные доли, а листья, находящиеся на поверхности воды, широкие и округлые, разделены на простые лопасти. У родственного вида лютика, растущего на влажной почве, листья не разделены на тонкие доли. Ламарк считал, что при попадании семян первого вида лютика не в воду, а на влажную почву из них вырастут растения второго вида. Однако в действительности этого не бывает.

Для животных Ламарк разработал более сложный механизм преобразований, осуществляющийся в следующей последовательности:

• всякая значительная перемена во внешних условиях вызывает изменения в потребностях животных;

• это влечёт за собой новые действия животных и возникновение новых «привычек»;

• в результате животные начинают чаще употреблять органы, которыми они раньше мало пользовались; эти органы значительно развиваются и увеличиваются, а если требуются новые органы, то они под влиянием потребностей возникают «усилиями внутреннего чувства».

Таким образом, главным фактором эволюции Ламарк считал прямое влияние среды. Он придавал большое значение «упражнению» и «неупражнению» органов, считая, что упражнение ведёт к их усилению и результаты такой тренировки передаются потомству. Ламарк допускал, что стремление, желание животного ведёт к усиленному притоку крови и «других флюидов» к той части тела, к которой направлено это стремление, вызывая её усиленный рост, передаваемый затем по наследству потомству.

Это интересно:  Свечи и мазь Индометацин при геморрое: фармакологическое действия и побочные эффекты, показания и противопоказания для приема, особенности применения индометациновых препаратов

Как первая последовательная и цельная попытка создания эволюционного учения, теория Ламарка была прогрессивной для своего времени. Однако представленные Ламарком доказательства причин изменяемости видов не были убедительными. Основные положения его теории не были выведены и доказаны исходя из научных фактов, а являлись лишь умозрительным построением. Он не объяснил, откуда возникает «стремление организмов к прогрессу», которое, по Ламарку, присуще всему живому и является движущей силой эволюции, и почему следует считать наследственным свойство организмов целесообразно реагировать на внешние воздействия.

Развитие палеонтологии, анатомии и эмбриологии. В первой половине XIX в. были достигнуты значительные успехи в новых областях биологии – сравнительной анатомии, палеонтологии и эмбриологии. Замечательный французский учёный Жорж Кювье (1769–1832), исследовавший строение органов позвоночных животных, установил, что все органы представляют собой части одной целостной системы. Строение каждого органа закономерно соотносится со строением всех других, и ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей. Отсюда следовало, что в строении части можно найти отражение принципов строения всего организма. Так, если у животного имеются копыта, вся его организация отражает травоядный образ жизни: строение зубов обеспечивает перетирание грубой растительной пищи, желудок многокамерный, кишечник длинный и т. д. Кювье разделил животных на четыре ветви (типа), каждая из которых характеризуется общностью плана строения. Отталкиваясь от общего плана строения, он смог даже реконструировать внешний облик древних животных по сохранившимся фрагментам ископаемых форм.

Изучение ископаемых организмов натолкнуло Кювье на мысль, что вымирание древних групп животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера. Впоследствии опустыненные территории заселялись видами животных и растений, проникшими из соседних областей.

В это же время появляются новые эмбриологические данные. Российский учёный Карл Бэр (1792–1876) впервые описал процесс возникновения тканей и органов в ходе развития эмбриона, по-новому взглянув на уже известное к тому времени явление сходства зародышевых стадий животных, относящихся к разным классам позвоночных. Сформулированный Бэром закон зародышевого сходства гласил: «Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа». Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствует об общности их происхождения. Закон Бэра соединил в себе учение о «типе» Кювье с эмбриологическими данными. Бэр установил, что общие свойства каждой группы животных образуются в зародыше раньше, чем специальные. Так, в ходе развития куриного зародыша вначале проявляются свойства позвоночных, затем свойства класса птиц и лишь потом свойства данного конкретного вида – курицы. При этом зародыш высшей формы животного никогда не бывает подобен другой форме животного, а лишь её зародышу (рис. 71).

Важное значение для понимания истории развития органического мира имели результаты изучения геологического прошлого Земли. В XIX в. английскому учёному Чарлзу Лайелю (1797–1876) удалось расшифровать и датировать геологическую историю Земли. Он показал, что такие факторы, как горообразование, вулканизм, оледенения, потоки, дождь, ветер, приливы, могут объяснить и объясняют как нынешние, так и прошлые изменения земной поверхности, а следовательно, и изменения в составе органического мира. Выдвинутые Лайелем объяснения движущих факторов эволюции Земли были восприняты многими биологами, в том числе Ч. Дарвином, так как представляли опору для создания научной теории эволюции органического мира.

Рис. 71. Сходство эмбрионов позвоночных на ранних стадиях развития

Чарлз Дарвин и основные положения его теории. Ч. Дарвин (1809–1882) – великий английский биолог – создатель основ современной теории эволюции биологических видов.

С детства Ч. Дарвин увлекался сбором коллекций, химическими опытами, наблюдениями за животными. Студентом он изучал научную литературу, овладел методикой полевых исследований. Ч. Дарвин окончил университет в Кембридже в 22 года и сразу по окончании университета был приглашён в 5-летнее кругосветное путешествие на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. В возрасте 50 лет, после 30-летних изучений и наблюдений он написал и в 1859 г. опубликовал «Происхождение видов» – одну из наиболее замечательных и серьёзных книг за всю историю человечества. Её полное название – «О происхождении видов путём естественного отбора или Сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» («On the origin of species by means of natural selection or The preservation of favoured races in the struggle for life»). Книга вызвала сенсацию. Её идеи сыграли выдающуюся роль в развитии науки.

Дарвин не сомневался ни в существовании Творца, ни в его ответственности за всё происходящее на Земле. Он просто верил, что Бог выражает себя через естественнонаучные законы, которые могут быть изучены и познаны.

Посетив несколько раз сравнительно молодые вулканические острова Галапагосского архипелага, заселённые живыми организмами с южноамериканского континента, Дарвин столкнулся с тем, что островные растения и животные отличаются от тех же видов на континенте. Здесь Дарвин обнаружил гигантских черепах и странный вид игуаны. Игуана на материке – обычная сухопутная ящерица, живущая в засушливых районах. На острове она кормилась в море и питалась водорослями. Кроме того, он нашёл ископаемые остатки гигантского ленивца и броненосца, существенно превосходивших размерами своих родственников, всё ещё населяющих Центральную и Южную Америку.

Дарвин предположил, что на острова животные попали с материка и здесь, приспосабливаясь к местным условиям, изменились.

В Австралии его заинтересовали сумчатые и яйцекладущие, которые вымерли в других местах земного шара. Эти примитивные животные оказались в Австралии в изоляции (ведь Австралия как материк обособилась ещё до возникновения высших млекопитающих) и развивались независимо от эволюции млекопитающих, шедшей на других материках своим чередом.

Всё увиденное привело Дарвина к выводу, что изменения организмов соответствуют изменениям условий их жизни.

Дарвин был хорошо знаком с принципами селекции домашних животных. Отмечал, что различия между разными породами одного и того же вида одомашненных животных порой даже более значительны, чем между разными видами диких животных. Породы животных и сорта культурных растений созданы человеком в процессе отбора особей с нужными человеку признаками. Например, если селекционер, разводя голубей, заинтересован в сохранении и увеличении числа особей с длинными крыльями, он отбирает этих особей, поддерживая условия, способствующие их выживанию и размножению. Отбор, который осуществляет человек, называют искусственным. Сама возможность такого отбора определяется наследственной изменчивостью (по Дарвину – неопределённой) – уклонениями признаков отдельных организмов, которые наследуются.

Из поколения в поколение человек отбирал и оставлял на племя особей с определёнными, интересными для него наследуемыми признаками и устранял других особей от размножения. В результате были получены новые породы и сорта, признаки и свойства которых соответствовали интересам и потребностям человека. Наследственная изменчивость и производимый человеком отбор представляют собой движущие силы эволюции пород и сортов.

Однако свойства, полезные с точки зрения человека, могут оказаться бесполезными и даже вредными в борьбе за жизнь, происходящей в дикой природе. В природе действует другой вид отбора – естественный. Его требования сводятся лишь к одному – способности выжить. Если организм живёт в холодном климате, то те свойства, которые способствуют его лучшей теплоизоляции, являются полезными, или приспособительными (адаптивными), так как они увеличивают вероятность его выживания. В результате естественного отбора именно адаптивные свойства закрепляются в популяции, отражаясь в облике и привычках входящих в неё организмов. Таким образом, требования внешней среды – решающий фактор, определяющий различия между популяциями близких видов.

Важным моментом развития теории Дарвина стало его знакомство с работами Томаса Роберта Мальтуса (1766–1834), книгу которого Дарвин прочитал через два года после возвращения из экспедиции. Мальтус доказывал, что популяции растений и животных стремятся размножиться в геометрической прогрессии и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Несложный подсчёт приводит к выводу, что одна бактерия, например, за трое суток способна дать потомство, общая масса которого достигает тысячи тонн. Фактически этого никогда не случается, и численность вида остаётся более или менее постоянной из-за того, что жизненные ресурсы ограниченны и достаются лишь немногим – тем, кто способен одержать победу в борьбе за жизнь.

Итак, способность организмов к изменчивости обеспечивает их разнообразие по спектру признаков и степеней их проявления. Каждый организм имеет возможность продуцировать больше потомков, чем может выжить. В результате борьбы за существование происходит естественный отбор, или, по словам Дарвина, «сохранение благоприятных индивидуальных различий и уничтожение вредных». Особи с полезными в данных обстоятельствах физическими, поведенческими или иными свойствами имеют более высокие шансы выжить по сравнению с остальными. Наличие полезных свойств позволяет организмам оказываться победителями в борьбе за существование. Выживая, они имеют преимущество в передаче этих передовых свойств потомству. Естественный отбор закрепляет полезные в данных условиях жизни свойства организмов, что отражается, в конечном счёте, в их облике и привычках. В результате естественного отбора полезные свойства накапливаются в популяции, и сама она постепенно изменяется. Требования внешней среды могут различаться в разных участках обитания одного или близких видов, поэтому естественный отбор приводит к различиям между населяющими такие участки популяциями и видами.

Заслуга Дарвина состоит в том, что он указал на вид как на узловой этап эволюционного процесса, объяснил изменение организмов действием законов природы, без вмешательства сверхъестественных сил, вскрыл движущие силы и выявил причины протекания биологической эволюции.

В основу своего объяснения механизмов эволюции Ч. Дарвин положил три главных фактора: изменчивость организмов, борьбу за существование и естественный отбор, среди которых естественный отбор является направляющей, движущей силой.

Теорию Дарвина можно сформулировать в виде довольно простых положений:

1. Организмы изменчивы. Трудно найти такое свойство или признак, по которому особи, принадлежащие к данному виду, были бы полностью тождественны.

2. Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.

3. Теоретически при благоприятных условиях любые организмы могут размножаться в геометрической прогрессии и в состоянии заполнить Землю, однако такого не случается, так как жизненные ресурсы ограниченны, что приводит к борьбе за существование, в которой выживают не все.

4. В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают те особи, которые располагают полезными в данных условиях свойствами. Выжившие передают эти свойства своему потомству. Следовательно, эти свойства закрепляются в череде последующих поколений.

Индивидуальные наследственные уклонения (наследственная изменчивость), борьба за существование и естественный отбор в длинном ряду поколений обеспечивают приспособительные изменения организмов к конкретным условиям существования. Этими же процессами определяется многообразие видов и общее повышение уровня организации организмов, населяющих Землю.

Хотя многие религиозные лидеры критиковали дарвиновскую теорию, его идеи были столь убедительны и обоснованны, что большинство учёных принимают их по сей день. Учение Ч. Дарвина позволило привести в гармонию разрозненные знания о законах, которым подчиняется организация жизни на нашей планете. В прошедшем столетии эволюционное учение Ч. Дарвина было развито и конкретизировано благодаря созданию хромосомной теории наследственности, развитию молекулярно-генетических исследований, систематики, экологии, эмбриологии, палеонтологии и многих других областей биологии.

Эволюция. Наследственная изменчивость. Естественный отбор. Искусственный отбор. Борьба за существование.

1. Как Ж. Б. Ламарк объяснял ход эволюции у растений и животных?

2. Что принято за единицу классификации в системе природы Линнея?

3. В чём состоят основные положения учения Ч. Дарвина?

4. Какие факты позволяют говорить о борьбе за существование? Как проявляется эта борьба в природе?

Понаблюдайте за окружающими вас животными и растениями. Отметьте, чем они различаются, составьте списки различий.

Под эволюцией в биологии понимают необратимое историческое развитие живой природы. Эволюция организмов затрагивает все процессы жизни, происходящие на молекулярном уровне, на уровне отдельных биохимических или физиологических процессов, всего организма, вплоть до процессов, развивающихся в сообществах организмов, экосистемах и биосфере в целом. В биологии эволюция рассматривается как сила, ведущая к образованию новых форм организмов, как процесс, благодаря которому доклеточные формы жизни, возникшие более 3 млрд лет назад, дали начало исключительно сложным многоклеточным организмам нашего времени. Понятие «эволюция» пронизывает все области биологии как основная объединяющая идея наших представлений о жизни и о функциях организмов.

ДОСТУПНО ВНЕСЕНИЕ ОТВЕТОВ

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки
Это интересно:  Когда начать принимать противозачаточные таблетки после кесарева сечения

Принять участие

Контрольная работа по теме: ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ

А Выберите одно правильное утверждение из 4 предложенных.

1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:

А . Т. Морганом. Б . Г. Менделеевым. В . И.В. Мичуриным . Г . Н.К. Кольцовым

2. Грегор Мендель при изучении наследственности использовал метод:

А. генеалогический. Б. цитогенетический.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо
73.68%
Еще нет
21.05%
Проконсультируюсь со специалистом
5.26%
Проголосовало: 38

В. Гибридологический. Г. Биохимический.

3. совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:

А. генотип. Б. фенотип. В. Генофонд. Г. Кариотип.

4. сцепленными генами называют гены, наследующиеся:

А. независимо друг от друга. Б. в свободных комбинациях.

В. Совместно друг с другом. Г. Каждый ген наследуется вместе со всеми генотипом.

5. Взаимоисключающие состояния признака определяются генами:

А. доминантными. Б. аллельными. В. Рецессивными. Г. Альтернативными.

6. Взаимодействие неаллельных генов, при котором в потомстве проявляется новое состояние признака:

А. эпистаз. Б.комплементарность. В. Полимерия. Г. Плейотропия.

7. Множественное действие генов:

А. эпистаз. Б.комплементарность. В. Полимерия. Г. Плейотропия.

8. Метод изучения генетики человека, ранее относившийся к евгенике:

А. гибридологический. Б. биохимический.

В. Генеалогический. Г. Близнецовый.

9. Комплекс генов, передаваемых потомству при размножении:

А. генотип. Б. фенотип. В. Генофонд. Г. Кариотип.

10. условия успешного применения гибридологического метода:

А. использование для скрещивания чистых линий организмов,

Б. индивидуальный анализ потомства каждого скрещивания,

В. Статистическая обработка полученных результатов.

Г. Все перечисленные условия.

11. метод, применяющийся для изучения явления сцепленного наследования признаков и определения расстояния между соответствующими генами:

А. цитогенетический. Б. близнецовый.

В. Молекулярно-биологический. Г. Гибридологический.

12. каждая гамета несет по одному гену из каждой аллельной пары генов – это формулировка закона:

А. доминирования. Б. чистоты гамет.

В. Расщепления. Г. Сцепленного наследования.

13. женская гетерогаметность имеет место у:

А. дрозофилы. Б. человека. В. Вороны. Г. Кошки.

14. наследование групп крови у человека относят к :

А. плейотропии. Б. кодоминированию.

В. Дигибридному скрещиванию. Г. Комплементарности.

15. признаки, степень выраженности которых плавно варьирует в определенных границах:

А. качественные. Б. количественные.

В. Полуколичественные. Г. Неопределенные.

16. гены, обладающие множественным действием, не кодируют:

А. ключевые белки-ферменты. Б. мембранные белки-рецепторы.

17. признак, наследуемый сцеплено с полом:

А. острота зрения. Б. свертываемость крови.

В. Форма волос. Г. Число пальцев.

18. биологический мутогенез осуществляется при помощи:

А. простейших. Б. одноклеточных грибов.

В. Одноклеточных водорослей. Г. Вирусов.

19. модификационная изменчивость связана с изменением:

А. генотипа. Б. генофонда. В. Фенотипа. Г. Генома.

20. мутации, приводящие к изменчивость связана с изменением:

А. генные. Б. геномные. В. Хромосомные. Г. Соматические.

21. цитогенетический метод генетики человека основан на изучении:

А. родословных. Б. особенностей обмена веществ.

В. Морфологии хромосом. Г. Свойств гибридов.

22. резко повышает вероятность генетических отклонений в потомстве:

А. резус-фактор. Б. близкородственный брак.

В. множественный аллелизм. Г. Сидячий образ жизни.

23. альбинизм у млекопитающих и человека – это пример изменчивости:

А. модификационный. Б. мутационный.

В. Цитоплазматический. Г. Комбинативной.

Б. выберите три правильных утверждения

1. для корректного применения гибридологического метода необходимо, чтобы:

А. родительские особи были чистыми линиями (гомозиготными).

Б. родительские особи могли быть как одного, так и разных видов.

В. Осуществляется анализ потомков от каждой родительской пары в каждом поколении.

Г. Анализ потомков проводился в первых двух поколениях, потом может не проводиться.

Д. анализ потомков проводился статистическими методами.

Е. проводился биохимический анализ потомства.

2. закон независимого наследования признаков соблюдается при условиях:

А. один ген отвечает за один признак.

Б. один ген отвечает за несколько признаков.

В. Гибриды первого поколения должны быть гомозиготными.

Г. Гибриды первого поколения должны быть гетерозиготными.

Д. изучаемые гены должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом.

Е. изучаемые гены могут располагаться в одной паре гомологичных хромосом.

3. признаки, характеризующие генотип:

А. совокупность генов организма. Б. совокупность внешних признаков

В. Совокупность внутренних признаков. Г. Совокупность хромосом.

Д. совокупность половых клеток. Е. весь наследственный материал клетки.

4. основные характеристики ненаследственной изменчивости:

А. генотипическая. Б. фенотипическая. В. Индивидуальный характер.

Г. Групповой характер. Д. зависимость от условий среды. Е. сохраняется в потомстве.

5. Признаки, характеризующие доминантные мутации:

А. в гетерозиготном состоянии не проявляются.

Б. проявляются в первом поколении гибридов.

В. Могут снижать жизнеспособность организма только в гомозиготном состоянии.

Г. Проявляются как в гомо- так и в гетерозиготном состоянии.

Д. формируют скрытый резерв наследственной изменчивости.

Е. будучи летальными, в гетерозиготном состоянии вызывают гибель организма.

В. Подберите соответствия.

1 . гомозиготные и гетерозиготные организмы.

А. гомозиготные_____________ Б. гетерозиготные ______________

1. организмы, в генотипе которых в гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие различные состояния признака.

2. организмы, в генотипе которых в гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие одинаковое состояние признака,

3. образуют два сорта гамет по данному гену. 4. образуют один сорт гамет по данному гену. 5. при скрещивании этих организмов в потомстве происходит расщепление признаков. 6. при скрещивании этих организмов в потомстве не наблюдается расщепления по данному признаку.

2 . сцепленные и несцепленные признаки (гены).

А. Сцепленные ______________ Б. несцепленные ______________________

1. окраска и характер поверхности семян гороха.

2. окраска тела и степень развития крыльев у дрозофилы

3. окраска волос и цвет глаз у человека.

4. Цветовая и ночная слепота у человека

5. гемофилия и дальтонизм у человека.

6. близорукость и цвет глаз у человека.

3 . Реализация в генотипе генных мутаций.

А. Рецессивные _____________________ Б. Доминантные _______________

1. только в гомозиготном состоянии. 2. Как в гомо- так и в гетерозиготном

3. при отсутствии угнетающего влияния (ингибирования) неаллельных. (эпистатических) генов (генов-ингибиторов).

4 . гомогаметный и гетерогаметный пол у различных групп многоклеточных животных организмов.

А. мужской пол гетерогаметен ____________

Б. женский пол гомогаметен _____________

1. Зяблик. 2. Собака. 3. Человек. 4. Дрозофила. 5. Колибри. 6. Синица.

5 . Характеристика соматических и генеративных мутаций.

А. Соматические мутации ____________ Б. Генеративные мутации ________

1. не наследуются. 2. Возникают в гаметах. 3. Возникают в клетках тела.

4. наследуются. 5. Имеют эволюционное значение. 6. Не имеют эволюционного значения.

А Выберите одно правильное утверждение из 4 предложенных.

1. Хромосомную теорию наследственности разработал:

А . Т. Морган. Б . Г. Мендель. В . И.В. Мичурин. Г . Н.К. Кольцов.

2. генная теория наследственность была разработана:

А. Т. Морганом . Б . Г. Менделем. В . И.В. Мичуриным . Г . Н.К. Кольцовым

3. у Моргана основным объектом изучения закономерностей наследования признаков были:

А. растения гороха. Б. мухи дрозофилы. В. Плесневые грибы. Г. Растения ястребинки волосистой.

4. ген – это часть молекулы:

А. белка. Б. ДНК. В. РНК. Г. АТФ.

5. Ген, проявляющийся в фенотипе первого гибридного поколения.

А. сцепленный. Б. рецессивный. В. Мутационный. Г. Доминантный.

6. При скрещивании двух гетерозиготных особей, различающихся по двум и более парам признаков, гены (и соответствующие им признаки) наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях – это формулировка закона:

А. чистоты гамет. Б. независимого наследования.

В. Доминирования. Г. Расщепления.

7. Фенотип – это совокупность:

А. генов организма. Б. генов данной популяции или вида.

В. Внешних и внутренних признаков организма.

Г. Внешних и внутренних признаков популяции или вида.

8. независимыми генами называют гены, наследующиеся:

А. сцепленно. Б. отдельно друг от друга.

В. Группой в хромосоме. Г. Группой в генотипе.

9. анализирующим называют скрещивание:

А. двух гетерозигот. Б. доминантный гомозиготы и гетерозиготы.

В. рецессивной гомозиготы и гетерозиготы. Г. Двух рецессивных гомозигот.

10. гены, определяющие развитие альтернативных состояний признака:

А. доминантные. Б. аллельные. В. Рецессивные. Г. Мутантные.

11. подавление аллелями одного гена проявления аллелей другого гена:

А. комплементарность. Б. эпистаз. В. Полимерия. Г. Плейотропия.

12. женская гетерогаметность имеет место у:

А. дрозофилы. Б. шимпанзе. В. Воробья. Г. Собаки.

13. пол, образующий гаметы, различающиеся по половой хромосоме:

А. гомогаметный. Б. гетерозиготный. В. Гомозиготный. Г. Гетерогаметный.

14. явление, при котором множество мутантных вариантов гена обуславливают множество вариантов проявления соответствующего признака:

А. наследование по материнской линии. Б. неполное доминирование.

В. Неполное сцепление генов. Г. Множественный аллелизм.

15. механизм, лежащий в основе неполного сцепления генов:

А. независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе.

Б. случайная комбинация негомологичных хромосом.

В. Кроссинговер. Г. Комплементарность.

16. раздел биологической науки, являющейся теоретической базой селекции:

А. цитология. Б. экология. В. Эмбриология. Г. Генетика.

17. отсутствие пигмента в покровах у птиц, земноводных, рептилий и млекопитающих – одно из доказательств закона:

А. чистоты гамет. Б. сцепленного наследования генов. В. Гомологичных рядов наследственной . Г. Доминирования.

18. Основной подход к преодолению бесплодия межвидовых гибридов – использование:

А. полиплоидных форм. Б. вегетативное размножение. В. Индуцированного партеногенеза. Г. Клонирования.

19. Изменения, происходящие с организмом под влиянием факторов внешней и внутренней среды, — это проявление:

А. мутационной изменчивости, Б. модификационной изменчивости.

В. Цитоплазматической изменчивости. Г. Комбинативной изменчивости.

20. Пределы, в которых возможны изменения признаков особи:

А. количественный признак. Б. качественный признак.

В. Модификации. Г. Норма реакции.

А. доминантны. Б. рецессивны. В. Летальны. Г. Гетерогаметны.

22. Различия в размерах листьев одного дерева – это пример изменчивости:

А. генотипической. Б. модификационной.

В. Мутационной. Г. Комбинативной.

А. происходящие в гене. Б. изменяющие внутреннюю структуру хромосом.

В. Изменяющие число хромосом. Г. Изменяющие генотип соматических клеток.

Б. выберите три правильных утверждения

1. Классическая генетика создана трудами ученых:

А . Г. Менделя. Б . Н.И. Вавилов. В . С.С. Четвериков.

Г . Т. Моргана. Д . А. Вейсмана. Е . А. Уоллеса

2. Признаки, характеризующие фенотип:

А. совокупность генов организма. Б. совокупность внешних признаков организма. В. Совокупность внутренних качеств организма.

Г. Наличие генетического материала. Д. общее строение тела организма.

3. Взаимодействие неаллельных генов:

А. плейотропия. Б. комплементарность. В. Эпистаз. Г. Сцепленное наследование. Д. независимое наследование. Е. полимерия.

4. основные характеристики наследственной изменчивости:

А. генотипическая. Б. фенотипическая. В. Индивидуальный характер.

Г. Групповой характер. Д. зависит от условий среды. Е. сохраняется в потомстве.

5. признаки, характеризующие рецессивные мутации:

А. в гетерозиготном состоянии не проявляются.

Б. проявляются в первом поколении гибридов.

В. Могут снижать жизнеспособность организма только в гомозиготном состоянии.

Г. Проявляются как в гомозиготном так и в гетерозиготном состоянии.

Д. формируют скрытый резерв наследственной изменчивости.

Е. будучи летальными, в гетерозиготном состоянии вызывают гибель организма.

В. Подберите соответствия.

1. доминантные и рецессивные признаки у гороха.

А. доминантные _____________ Б. рецессивные _____________________

1. гладкие семена. 2. Морщинистые семена. 3. Зеленая окраска семян.

4. желтая окраска семян. 5. Белые цветки. 6. Окрашенные цветки.

2. Некоторые характеристики диплоидных организмов.

А. Гомозиготный ______________ Б. Гетерозиготный ___________________

1. в обеих Х-хромосомах находятся одинаковые аллели данного гена.

2. в гомологичных аутосомах находятся разные аллели данного гена.

3. в гомологичных аутосомах находятся одинаковые аллели данного гена.

4. в обеих Х-хромосомах находятся разные аллели данного гена.

3 . Антимутационные барьеры.

А. ликвидирующие сами мутации __________________

Б. Предотвращающие их вредные последствия ________________________

1. диплоидность эукариотов. 2. Подавление рецессивного мутантного гена в гетерозиготном состоянии. 3. Вырожденность генетического кода. 4. Система молекулярного мониторинга ДНК. 5. Репарация «дефектов» ДНК.

6. Летальность большинства мутаций.

4 . Распределите признаки по типам изменчивости.

А. Наследственная изменчивость____________________________

Б. Ненаследственная изменчивость ___________________________

6. разная форма рогов у коров одной породы.

5. Определите, какие из приведенных признаков относятся к мутациям, а какие к модификациям.

А. Мутации ________________ Б. Модификации ______________________

1. пределы изменчивости укладываются в норму реакции. 2. Происходят резкие, скачкообразные изменения а генотипе. 3. Происходят изменения под влиянием среды. 4. Изменяется степень выраженности качественных признаков. 5. Происходит изменение числа генов в хромосоме. 6. Проявляется в сходных условиях среды у генетически близких организмов, т.е. имеет групповой характер.

Д. анализ потомков проводился статистическими методами.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Инструкции для Вашего здоровья